Меню
Категории
Почему бензин в Казахстане дешевле, чем в РФ: несколько цифр и фактов
3 июля 2019 Экономика мира

В последние месяцы Интернет буквально наводнили видео от автолюбителей, которые живут в приграничных с Казахстаном территориях и ездят заправлять свои машины в соседнее государство.

И это неудивительно, ведь литр бензина там стоит в пересчете на наши деньги всего чуть больше 26 рублей! Как же так вышло? Давайте попробуем разобраться.

Итак, каковы же причины того, что всего в 15-20 километрах от границы с Российской Федерацией, когда российские заправки сменяются казахстанскими, начинается настоящий «бензиновый рай»?

Во-первых, мнение о том, что предприимчивые казахи торгуют «по-дешёвке» нашим топливом и при этом еще как-то умудряются зарабатывать, оказалось ошибочным – в этой стране добывается и перерабатывается собственная нефть. Не так давно там завершилась масштабная модернизация топливно-энергетического комплекса, в рамках которой перерабатывающая мощность заводов заметно увеличилась и выпуск продукции существенно вырос. Кроме того, в Казахстане существует законодательное ограничение на экспорт нефтепродуктов, в результате чего все производимое топливо оказывается «заперто» на внутреннем рынке – естественно, что такое изобилие тянет цены вниз.

В России ситуация прямо противоположна – система устроена так, что продавать нефть на экспорт выгоднее, чем заниматься ее переработкой и оставлять получаемый бензин внутри страны. Во многом виновником такого дисбаланса является так называемый «налоговый маневр», введенный в РФ с начала текущего года – из 550 млн добываемого у нас нефтяного богатства экспортируется больше половины, и для бюджета это немалые деньги. Сокращение экспортной пошлины и увеличение НДПИ вскоре приведет к тому, что наша налоговая нагрузка вскоре почти полностью будет лежать на тех, кто извлекает «черное золото» из-под земли. В результате рост цен сдерживает лишь то, что нефтяникам из казны платится компенсирующая надбавка – также во многом ценовую политику здесь определяют договоренности между отраслью и государством.

В Казахстане же никаких налоговых манёвров не предусмотрено, и доля государственных сборов в каждом литре бензина там существенно ниже. Наглядно эти цифры приведены на слайде выше – здесь видно, что фискальная нагрузка для нефтяных компаний из РФ достигает 71%, а у наших соседей она равняется всего 45%, все же остальные параметры практически аналогичны.

Поэтому казахские АЗС могут спокойно демпинговать и снижать розничные цены для конечных потребителей – ну а наше правительство безуспешно пытается решать вопросы кулуарно, путем договоров с бизнесом, вместо того, чтобы просто снизить акциз на топливо и отменить «налоговый маневр», введенный в условиях низких мировых цен на нефть.

Читайте также:

Добавить комментарий

Вы должно быть авторизован опубликовать комментарий.

*